Экспериментальная часть ГИА
№1 (К7). Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикреплённой к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для трёх случаев, когда длина нити равна соответственно 1 м, 0,5 м и 0,25 м.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трёх длин нити маятника в виде таблицы;
3) вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;
4) сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
№2 (К7). Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для случая, когда длина маятника равна 1 м.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта периода колебаний;
3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;
4) запишите численное значение периода колебаний маятника.
№3 (К2). Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную
установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;
3) укажите результаты показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воздухе и показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воде;
4) запишите численное значение выталкивающей силы.
№4 (К7). Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 50 см.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта частоты колебаний;
3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;
4) запишите численное значение частоты колебаний маятника.
№5 (К7). Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и вычислите частоту колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1 м, 0,5 м и 0,25 м.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;
3) вычислите частоту колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;
4) сформулируйте вывод о зависимости частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
№6 (К3). Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите численное значение жесткости пружины.
№7 (К3). Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы;
3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
№8 (К4). Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;
3)укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола;
4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения.
№9 (К4). Используя деревянный брусок с крючками на нити, динамометр, 2 груза массой по (100+_20г, направляющую рейку исследуйте зависимость силы трения от силы нормального давления.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления.
№10 (К1). Используя стакан, воду, измерительный цилиндр, весы, разновес, определите плотность цилиндра№_____(1или3). Проделайте необходимые измерения и вычисления и определите плотность вещества. Результаты измерений и вычислений запишите в отчетную таблицу.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2)запишите формулу для расчета плотности твердого тела;
3) запишите результаты измерений и вычислений в отчетную таблицу.
№11 (К5). Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта работы электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;
4) запишите значение работы электрического тока.
№12 (К5). Используя источник тока, вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на контактах двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод.
№13 (К5). Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе при силе тока 0,5 А.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения на резисторе при силе тока 0,5 А;
4) запишите численное значение мощности электрического тока.
№14 (К5). Используя источник тока, вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического сопротивления при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) определите электрическое сопротивление каждого из резисторов и общее сопротивление двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее сопротивление на двух резисторах с суммой сопротивлений каждого из резисторов. Сделайте вывод.
№15 (К5). Используя источник тока, амперметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического тока при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) определите электрический ток на каждом из резисторов и общий ток в цепи;
3) сравните общий ток с токами на каждом из резисторов. Сделайте вывод.
№16 (К5). Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значения электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трёх случаев в виде таблицы (или графика);
3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
№17 (К5). Определите электрическое сопротивление резистора R1. Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R1. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта электрического сопротивления;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;
4) запишите численное значение электрического сопротивления.
№18 (К5). Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,3 А, 0,4 А и 0,5 А и измерив в каждом случае значение электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трёх случаев в виде таблицы (или графика);
3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
№19 (К8). Соберите экспериментальную установку для проверки условия равновесия рычага. Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: рычаг съемный с осью, штатив, набор грузов массой 100 г динамометр. В бланке ответов:
1) нарисуйте схему эксперимента;
2) укажите результаты измерения;
3) запишите численные значения моментов сил.
№20 (К5). Используя источник тока, амперметр, реостат, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило сложения силы электрического тока при параллельном соединении двух проводников: R1 и R2.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) с помощью реостата установите силу тока в неразветвлённой части цепи 0,7 А и измерьте силу электрического тока в каждом из резисторов при их параллельном соединении;
3) сравните общую силу тока (до разветвления) с суммой сил тока в каждом из резисторов (в каждом из ответвлений), учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью амперметра составляет 0,1 А;
4) сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
№21 (К6). Используя собирающую линзу, экран, лампу на подставке, источник тока, соединительные провода, ключ, линейку, соберите экспериментальную установку для исследования свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы от лампы, расположенной от центра линзы на расстоянии 15 см.
В бланке ответов:
1) сделайте схематический рисунок экспериментальной установки для наблюдения изображения лампы, полученного с помощью собирающей линзы;
2) передвигая экран, получите чёткое изображение лампы и перечислите свойства изображения (мнимое или действительное, уменьшенное или увеличенное, прямое или перевёрнутое);
3) сформулируйте вывод о расположении лампы относительно двойного фокусного расстояния линзы.
№22 (К6). Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы;
3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите значение оптической силы линзы.
№23 (К8). Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, два груза и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения силы упругости при равномерном подъеме грузов с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъеме грузов на высоту 10 см.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки;
- Запишите формулу для расчета работы силы упругости;
- Укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути;
- Запишите числовое значение работы силы упругости.
Комплекты оборудования
Комплект №1
1.
|
Цилиндр мерный 100мл (C=1 мл)
|
1
|
2.
|
Стакан лабораторный 100 мл
|
1
|
3.
|
Стальной цилиндр №1, V=20 см3
|
1
|
4.
|
Латунный цилиндр №2, V=20 см3
|
1
|
5.
|
Нить суровая – длина 1м
|
1
|
Комплект №2
1.
|
Динамометр 4Н (С=0,1Н)
|
1
|
2.
|
Стакан лабораторный 100мл
|
1
|
3.
|
Стальной цилиндр №1, V=20 см3
|
1
|
4.
|
Латунный цилиндр №2, V=20 см3
|
1
|
5.
|
Нить суровая – длина 1м
|
1
|
Комплект №3
1.
|
Штатив с лапкой и муфтой
|
1
|
2.
|
Пружина
|
1
|
3.
|
Груз массой 100г
|
3
|
4.
|
Динамометр 4Н (С=0,1Н)
|
1
|
5.
|
Линейка длиной 250 мм (С=1мм)
|
1
|
Комплект №4
1.
|
Брусок с крючком массой 100г
|
1
|
2.
|
Груз массой 100г
|
3
|
3.
|
Динамометр 4Н (С=0,1Н)
|
1
|
4.
|
Направляющая рейка (трибометр)
|
1
|
Комплект №5
1.
|
Источник питания постоянного тока 4,5В
|
1
|
2.
|
Вольтметр 0 – 6В. (С=0,2В)
|
1
|
3.
|
Амперметр 0 – 2А. (С=0,1А)
|
1
|
4. |
Реостат с сопротивлением 10 Ом
|
1 |
5. |
Резистор R1=10 Ом, обозначаемый R1
|
1 |
6. |
Резистор R2=5 Ом, обозначаемый R2
|
1 |
4.
|
Kлюч
|
1
|
5.
|
Соединительные провода
|
8
|
Комплект №6
1.
|
Собирающая линза
|
1
|
2.
|
Экран
|
1
|
3.
|
Источник питания постоянного тока 4,5В
|
1
|
4.
|
Провода соединительные
|
1
|
5.
|
Источник света
|
1
|
8.
|
Диафрагма с вырезом в виде буквы F
|
1
|
Комплект №7
1.
|
Штатив с лапкой и муфтой
|
1
|
2.
|
Измерительная лента 150 см (С=1 мм)
|
1
|
3.
|
Груз массой 100г
|
1
|
4.
|
Секундомер электронный
|
1
|
5.
|
Нить суровая - длина 1 м
|
1
|
Комплект №8
1.
|
Штатив с муфтой
|
1
|
2.
|
Рычаг
|
1
|
3.
|
Груз массой 100г
|
3
|
4.
|
Блок подвижный/неподвижный
|
2
|
5.
|
Нить суровая – длина 1м
|
1
|
6.
|
Динамометр 4Н (С=0,1Н)
|
1
|
7.
|
Линейка длиной 250мм (С=1 мм)
|
1
|
|