Почта Об авторе Поиск Почта

Пообщаемся?
Ответь на вопрос
Как учителя должны обращаться к учащимся
Всего ответов: 721
<= Назад

Как написать курсовую (исследовательскую) работу?
1 этап.
Наиболее важным, ответственным и достаточно трудоемким этапом выполнения исследовательской (курсовой) работы является первый этап.
Он начинается с выбора темы работы и заканчивается определением методов, т. е. способов проведения исследования.
Основными моментами данного этапа является определение: темы и методов исследования, проблемы, объекта и предмета, цели и задач, а также гипотезы исследования. Перечисленные элементы образуют методологический аппарат исследования, который регулирует как процесс исследования, так и оформление полученных результатов.

Постановка проблемы - начало любого исследования. Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. Как правило, если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.
Можно определить следующие этапы порождения проблемы:
- выявление недостаток  информации в научном знании о предмете исследования;
- описание проблемы на уровне обыденного языка;
- формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

С проблемой связаны объект и предмет исследования.
Объект исследования - это достаточно широкое изучаемое явление или область.
Понятие "предмет исследования" значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в работе. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования. Предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором работы.
Приведем конкретный пример определения объекта и предмета исследования.
Тема работы - "Изучение физических свойств куриного яйца".
Объект исследования -
Предмет исследования - .

Таким образом, объект и предмет связаны как целое и часть.

Следующий элемент, который необходимо сформулировать - цель исследования.
Цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Таким образом, цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении работы.
На примере приведенной выше темы дипломной работы цель может быть сформулирована следующим образом:

В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования.
Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует.
Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования...;
- провести анализ теоретических подходов по проблеме ...;
- раскрыть и конкретизировать сущность понятия...;
- провести диагностику...;
- провести опыты ...;
- изучить особенности ...;
- выявить взаимосвязь между...;
- выявить особенности ...;
- разработать рекомендации по ...;
- разработать программу...;
- разработать пособие..;
- сконструировать прибор...

Одновременно с задачами формулируется гипотеза исследования- совокупность предположений, которые должны быть проверены в ходе исследования. Истинность предположений, которые составляют гипотезу, подлежит проверке, поскольку они могут быть как истинными, так и ложными, ошибочными. Поэтому дальнейшее исследование выстраивается так, чтобы проверить и подтвердить истинность каждого положения гипотезы. Гипотеза должна быть достаточно простой и проверяемой.
По логической структуре она может иметь линейный (выдвигается и проверяется одно предположение) или разветвленный (состоит из нескольких предположений) характер. Основные требования к гипотезе:
- не должна содержать понятий, еще не известных науке;
- не должна противоречить ранее доказанным фактам;
- не должна объяснять уже известные факты;
- не должна сопровождаться исключениями;
- должна быть верифицируемой (проверяемой) на данном уровне теоретического и практического знания.
Приведем пример гипотезы...

Первый этап работы над работой завершается выбором методов исследования как способов решения исследовательской задачи, изучения явления, получения необходимой информации.
Все многообразие методов, по мнению В.Н. Дружинина (1997), можно разделить на три группы: теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации данных. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение,  эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение процесса и продуктов деятельности человека, моделирование). Методы обработки данных чаще всего включают в себя применение математической статистики. Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность методов, которая обеспечит полное и правильное решение поставленных задач.


Поиск
Новости RSS

Полезные ссылки:

Cайт лицея г. Кирово-Чепецка

Электронный дневник

Помощь при Интернет угрозах

ФИПИ

Общероссийский рейтинг школьных сайтов

Дистанционное обучение Фоксфорд

Конструктор сайтов - uCoz
Обратная связь

Контактные данные:
Фирюлина Надежда Витальевна

e-mail: firyulinanv@yandex.ru, firyulinanv@mail.ru

МБОУ "Лицей", г. Кирово-Чепецк,
Кировская обл. Сайт Лицея
Схема проезда на Яндекс Картах

19.04.2024   13:21

Победитель конкурса - Лучший сайт педагога 2017
Информация о сайте
© 2011-2019
Использование материалов данного
сайта только с указанием ссылки
на источник.


На связи: 1
Зашли в гости: 1
Пользователей: 0


Для добавления необходима авторизация